сегодня
ЛУКОЙЛ - Прикамью
последний номер
№6 / 21 Марта
Организации Группы «ЛУКОЙЛ» в Пермском крае

КАСПИЙ – МОРЕ НАДЕЖДЫ

В начале октября Андрей Усенков назначен первым заместителем генерального директора – главным инженером «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть».

КАСПИЙ – МОРЕ НАДЕЖДЫ

Андрей Усенков более двадцати лет работал на инженерно-технических и руководящих должностях в «ЛУКОЙЛ-Пермнефть», «ЛУКОЙЛ-Север» (Нарьян-Мар) и «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ». Андрей Владимирович курировал ряд инновационных разработок «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ», включая проект «Интеллектуальное месторождение», подходы и инструменты которого внедрены в ЦИТС «Полазна» и в настоящее время тиражируются в других нефтяных регионах Компании. По итогам первого месяца работы в Астрахани мы поговорили с Андреем Усенковым о специфике и перспективах морской добычи, сплоченных командах в Прикамье и на Нижней Волге.

– Как Вам работается на новом месте? Уже скучаете по Перми?

– Я приступил к работе в Астрахани 8 октября. Семью еще сюда не перевез, это в ближайших планах.

Встретили меня очень хорошо, тепло (это вообще характерно для Компании в целом), создав все условия для моего быстрого и эффективного включения в работу.

По Перми, конечно же, скучаю, но, как писал Пушкин, «печаль моя светла», и естественная ностальгия по малой родине полноценной работе не мешает. 

4_каспий_2.jpgОлег Третьяков и Андрей Усенков на месторождении имени Сухарева (Березниковский округ, май 2019 года)

– Какие основные задачи Вы сейчас решаете?

– Стратегическая задача – актуализация и интеграция всех производственных программ по освоению каспийских месторождений Компании. Напомню, что начиная с 1995 года ЛУКОЙЛ открыл на Каспии восемь крупных многопластовых месторождений и последовательно запускает их в эксплуатацию.

Главная текущая задача – обустройство месторождения имени Валерия Грайфера, начатое два года назад. Основные объекты промысла – морская ледостойкая стационарная платформа и жилой модуль, соединенные переходной галереей, а также подводные межпромысловые трубопроводы и кабельные линии до установки подготовки нефти на месторождении имени Владимира Филановского, базовом объекте ЛУКОЙЛа на Каспии.

В будущем году на месторождении имени Грайфера планируется начать бурение эксплуатационных скважин (всего их будет шестнадцать). Начало добычи запланировано на 2022 год, ожидаемая полка добычи – 1,2 млн тонн в год. Извлекаемые запасы месторождения – 38 млн тонн нефти и 40 млрд кубометров газа.

Освоение месторождения имени Грайфера станет важным этапом реализации каспийской программы ЛУКОЙЛа с точки зрения концентрации здесь самых современных офшорных технологий. А накопленный опыт позволит приступить к освоению четвертого месторождения на Каспии – имени Юрия Кувыкина, – содержащего крупные запасы газа.

– Вы работаете на крупнейшем озере мира, которое справедливо называют морем. Здесь действуют жесткие экологические стандарты, в том числе зафиксированные в международных соглашениях по использованию Каспия. Вы ощущаете эту повышенную экологическую ответственность?

– Безусловно. Все объекты ЛУКОЙЛа на Каспии построены по принципу «нулевого сброса»: ни капли нефти и сточных вод не попадает в море, а образующиеся отходы отправляются в береговые пункты утилизации. Непрерывно проводится экологический (в том числе спутниковый) мониторинг состояния воды, недр, флоры и фауны – наблюдение ведется по 300 параметрам! Во взаимодействии с МЧС и другими госструктурами организуются регулярные учения для отработки навыков предотвращения и ликвидации аварийных разливов нефти.

Исследования и заключения надзорных органов показывают, что производственная деятельность Компании не ухудшает экологическую обстановку на Каспии. Но расслабляться нельзя ни на секунду: сохранение уникальной природы Каспия – наш не только профессиональный, но и моральный долг.

– В чем главные технологические и организационные отличия морской нефтедобычи от сухопутной? Насколько трудной стала для Вас перестройка с оншора на офшор?

– Оргструктура здесь похожа – двухуровневая система управления. Здесь, как и в Перми под руководством Олега Владимировича Третьякова, работает профессиональная и сплоченная управленческая команда, которую возглавляет Николай Николаевич Ляшко. И лучшие наработки пермяков, включая ИСУ НГДО и решения проекта «Интеллектуальное месторождение», могут и должны внедряться на Каспии.

Что касается технологий, то здесь они уникальные, например некоторые скважины имеют протяженность 8 км при длине горизонтального участка 5 км! Стоимость одной такой скважины составляет несколько миллиардов рублей. Кроме того, для морской добычи характерно сосредоточение всех производственных мощностей на платформах. Казалось бы, это удобно с точки зрения управления (теоретически можно облететь все платформы за один день), но в связи с высокой стоимостью вертолетных перевозок, а также с учетом пандемических реалий мы стараемся экономить затраты и без острой необходимости на платформах не появляться – в основном общаемся с работающими там коллегами в дистанционном режиме.

– Огромный энергетический потенциал Каспия очевиден, как и высокий уровень компетенции ЛУКОЙЛа в морском апстриме. Но ведь, как Вы уже отметили, морская добыча очень дорогостояща. Насколько она перспективна в период низких цен на нефть?

– Себестоимость каспийской добычи – самая низкая в Компании. Дороговизна морской геологоразведки, обустройства и эксплуатации месторождений компенсируется высокими дебитами скважин и близостью к перерабатывающим мощностям и основным рынкам сбыта. Кроме того, существует ряд налоговых льгот. Так что перспективы у каспийской нефти и газа блестящие!

4_каспий_3.jpgФинал конкурса научно-технических работ молодежи «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть» (Астрахань, октябрь 2019 года)

– Глядя издалека, можете ли Вы сказать: существует ли понятие «прикамская школа нефтедобычи», или в период глобализации и цифровизации подобная региональная специфика нивелируется?

– Да, такое понятие существует, и эта специфика, как правило, закладывается еще на этапе обучения будущего нефтяника в вузе. Конечно, геофак ПГНИУ и горно-нефтяной факультет ПНИПУ – это выдающиеся кузницы кадров, но и здесь есть авторитетный технический вуз – Астраханскому государственному техническому университету исполнилось 90 лет. Раньше этот вуз имел заметный «рыбный уклон», но сейчас он очень активно работает по нефтяному направлению. В наших планах – всемерное развитие совместной работы с местными вузами и техникумами.

– На Каспии применяются уникальные оборудование и технологии. Насколько активно идет здесь процесс импортозамещения?

– Это крайне трудоемкий процесс, требующий от производителей и поставщиков коренной перестройки всей производственной базы. Конечно же, мы всячески ему способствуем, и залог этого – высочайшие компетенции лукойловских специалистов во всех компонентах офшорной разведки и добычи.

– Можно ли сказать, что «идеальный нефтяник» должен владеть всем набором компетенций – и оншорных, и офшорных? Насколько целесообразен кадровый трансфер специалистов, скажем, из Прикамья, Республики Коми или Западной Сибири на Каспий и в обратную сторону?

– Думаю, это необходимо. Переток управленческих и технологических компетенций не только создает пул уникальных специалистов, но и усиливает производственные подразделения и Компанию в целом, существенно повышая ее гибкость, адаптивность и восприимчивость к инновациям.

На главном фото: месторождение имени Юрия Корчагина

Григорий ВОЛЧЕК

Вернуться