сегодня
ЛУКОЙЛ - Прикамью
последний номер
№6 / 21 Марта
ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез»

НОВЫЙ «ПРОБЕГ»

Пермские нефтепереработчики нашли способ увеличения производительности дизельного топлива на установке гидроочистки и продлили жизнь дорогостоящему катализатору.

НОВЫЙ «ПРОБЕГ»

Проблема ресурса

Год назад на одной из старейших установок гидроочистки предприятия с номером 24-7 возникла серьезная проблема. Загруженный в нее никель-молибденовый катализатор, необходимый для очистки сырья от различных химических соединений, досрочно выработал свой ресурс. Соответственно, нефтепереработчикам пришлось поднимать температуру реакции, а когда та приблизилась к максимальным значениям – снижать объем перерабатываемого сырья. Как следствие, экономические показатели установки снизились.

Причина снижения гарантированной продолжительности «пробега» каталитической системы заключалась в качестве поставляемого сырья. После запуска на предприятии второго комплекса глубокой переработки нефти технологические цепочки сложного нефтеперерабатывающего производства претерпели ряд изменений. Так, установки первичной переработки нефти АВТ, снабжающие сырьем 24-7, были переведены на выработку более тяжелого по своему составу летнего дизельного топлива. Для очистки и доведения до товарных характеристик такого сырья необходимо было затратить еще больше ресурсов. Ведь требования, предъявляемые к дизтопливу Евро-5, остались предельно строгими: содержание серы в нем не должно превышать 0,001 %.

Эффективное решение

Перед технологическими службами предприятия стояла непростая задача: или «дотянуть» работавшую на сниженных оборотах установку до плановой смены катализатора, или найти для нее более выгодное инженерное решение. Группа сотрудников опытно-исследовательского цеха предприятия совместно с производственниками предложила загрузить в 24-7 отработанный катализатор с установки гидроочистки средних дистиллятов 24-100, входящей в новый комплекс глубокой переработки нефти. Отработанным он был лишь по гарантийному сроку службы. На деле же анализ более 150 проб, проведенный в кратчайшие сроки исследовательской лабораторией опытно-исследовательского цеха предприятия, показал хорошую активность катализатора даже после четырех лет службы. Чуть позже это подтвердили и лабораторные испытания датской компании Haldor Topsoe, мирового лидера в производстве гетерогенных катализаторов.

Идея оправдала себя на все сто процентов: за прошедший год производительность установки 24-7 вернулась к плановым показателям. Более того, на предприятии приняли решение продлить «пробег» нового-старого катализатора до мая 2021 года даже несмотря на то, что уже через месяц установка гидроочистки должна быть остановлена на плановый капремонт.

По словам автора идеи и руководителя проекта, инженера-технолога отдела каталитических процессов опытно-исследовательского цеха «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» Алексея Кислицына, ежеквартальный экономический эффект от внедренного рацпредложения составил 53 млн рублей. И это только один из примеров действующей на предприятии системы непрерывных улучшений, благодаря которой в прошлом году на заводе было реализовано почти 200 рационализаторских предложений с ожидаемым экономическим эффектом более 5 млрд рублей.

Станислав СЛЮСАРЕВ

Вернуться