сегодня
ЛУКОЙЛ — Прикамью
последний номер
№14 / 10 Июля
ООО «ЛУКОЙЛ-Транс»

ПЕРВЫЙ НАЧАЛЬНИК

Говорить о войне Михаил Ефимович Леви не любил. Сразу на глаза наворачивались слезы, голос срывался. Воспоминания, несмотря на прошедшие годы, были яркими и драматическими.
ПЕРВЫЙ НАЧАЛЬНИК

«Мозг авиации»

18-летнего Михаила призвали в армию из Ферганы (Узбекская ССР) в июне 1942 года. Паренька, только что окончившего десять классов, направили не на фронт, а в Харьковское военное авиационное училище связи, эвакуированное в Коканд. К военной службе Михаил поначалу, увы, не был готов: например, подтягивался всего один раз при норме 15. Но быть слабым не в правилах рода Леви – так его учил отец, который был офицером царской армии, участвовал в Первой мировой войне, прошел через австрийский плен. И вскоре Михаил с легкостью выполнял норматив.

6_начальник_2.jpgГлавком ВВС, главный маршал авиации Александр Новиков со старшими офицерами штаба, 1944 год

После окончания ускоренного учебного курса Михаил был направлен в подмосковный поселок Раменское – местом службы радиомеханика сержанта Леви стал командно-пеленгаторный пункт ВВС Советской армии. Эта совершенно секретная воинская часть, созданная в 1938 году, являлась (и является сегодня) «мозгом авиации» – основным пунктом управления, с которого главнокомандующий ВВС осуществляет руководство Военно-воздушными силами. Боевой расчет командного пункта во главе с дежурным генералом ведет круглосуточное боевое дежурство. В состав расчета входят ответственные за направления и начальники дежурных смен с помощниками. Слова о том, что эта служба была ответственной, наверное, излишни – деятельность КПП была под постоянным контролем легендарного военачальника, главнокомандующего Военно-воздушными силами Советской армии Александра Новикова.

Строгий, но справедливый

После демобилизации Михаил поступил в Московский институт инженеров железнодорожного транспорта (молодой человек с детства мечтал о работе на железной дороге), затем перевелся в Ташкент – поближе к родителям: отец тяжело болел, и семье нужна была поддержка. В 1952 году молодой инженер путей сообщения был направлен в Пермь на должность дежурного по станции Пермь-2. Потом в трудовой биографии Михаила Ефимовича появилась работа на станциях Мотовилиха и Кунгур.

А затем судьба привела Леви на Пермский НПЗ. Сначала Михаил Ефимович в качестве железнодорожного ревизора проверял дорожное хозяйство предприятия, очень жестко подходя к работе: как профессионал своего дела, он понимал, что соблюдение всех правил безопасности необходимо для сохранения жизни и здоровья людей. Нефтепереработчики платили железной дороге огромные штрафы за различные нарушения. Тем более неожиданным для принципиального и строптивого специалиста было предложение о работе, поступившее непосредственно от генерального директора производственного объединения «Пермнефтеоргсинтез» Феликса Баевского.

Уважение к человеку труда

В то время в состав объединения входили нефтеперерабатывающий комбинат (головное предприятие), химический завод и Краснокамское топливное производство. Объем грузоперевозок был огромным и постоянно рос, и поэтому было крайне необходимо организовать бесперебойную и безаварийную работу транспортного цеха. Михаил Ефимович после некоторых размышлений согласился, и таким образом вошел в корпоративную историю «ЛУКОЙЛ-Транс» как первый руководитель транспортной службы нефтепереработчиков.

К сожалению, Леви совсем немного не дожил до юбилея Победы – два месяца назад он умер в возрасте 95 лет. Светлая память!

– Драгоценной души был человек, – так отзываются о Михаиле Ефимовиче коллеги. – Его главные черты: надежность, принципиальность, требовательность и при этом доброта и отзывчивость. Он всегда стремился помочь, вникнуть в проблемы, внимательно выслушать и дать дельный и добрый совет. Он всегда участвовал во всех заводских мероприятиях, любил петь и смеяться. А самое главное – он искренне всегда уважал рабочего человека, честного труженика.

Наталья ДЕМЕНТЬЕВА

Вернуться