сегодня
ЛУКОЙЛ – Прикамью
последний номер
№16 / 6 Августа
Организации Группы «ЛУКОЙЛ» в Пермском крае

СОКРОВИЩНИЦА ИСТОРИИ

Благодаря лукойловцам пермяки увидели шедевры кремлевских мастерских.
СОКРОВИЩНИЦА ИСТОРИИ

На выставке «Шедевры кремлевских мастерских», которая будет работать в Пермской художественной галерее до 19 января будущего года, представлено 87 экспонатов: 75 – из фондов Оружейной палаты и 12 – из Пермской художественной галереи. Все они прямо или косвенно связаны с царями Московии и относятся к XVII веку.

Кто-то скажет, что это немного. Да, немного, но есть одно удивительное «но». Человек, пришедший на выставку, сможет составить свой маршрут путешествия в историю, всмотреться в уникальные изделия лучших мастеров того столетия, узнать, какие ремесла существовали в государстве в это время. Выставка очень многоликая, точнее многопластовая, на ней можно делать открытие за открытием. Ощущение, что побывал в царской сокровищнице.

Вот икона великомученика Феодора Стратилата работы Симона Ушакова. Художник, руководивший иконописной мастерской, был настоящим революционером в искусстве того времени. Он нарушил существовавший много веков на Руси канон и стал писать лики святых «живоподобно». Чтобы это прочувствовать, сотрудники галереи советуют изначально познакомиться с постоянной экспозицией, в которой есть иконы XV–XVI веков. И сравнить свои ощущения. В XVII веке искусство перестает быть безымянным. Благодаря документам и подписным иконам известны имена иконописцев.

А вот мерные иконы, или, как их еще называли, родимые. Их заказывали «жалованным иконописцам» после рождения царевича или царевны. В России XVII–XVIII веков традиция создания мерных икон существовала почти исключительно в царской семье. Длина соответствовала росту младенца, а ширина – «размаху» плечиков. Больше всего сохранившихся мерных икон происходит из Архангельского собора Московского Кремля – великокняжеской и царской усыпальниц.

6_истории_2.jpgМерная икона в ковчеге. Святой Иоанн Предтеча (1666 год)

Кафтан царского рынды, или, говоря современным языком, телохранителя. Поражает его богатство. Сшит он из итальянского гладкого бархата, украшен косматым бархатом из Гданьска. На груди двуглавый орел, выполненный золотным шитьем. Рядом посольский топор. Его ручка сделана из дерева и обложена чеканным серебром работы кремлевских мастеров. Боевая часть изготовлена в Турции. Лезвие с золотой насечкой и двуглавыми орлами. Облаченные в кафтан и с топорами в руках, рынды стояли рядом с троном царя во время его приемов иноземных посольств. Отсюда и наименование топора.

В самое сердце поражает литая икона Анны Кашинской, принадлежавшая оружничему Богдану Матвеевичу Хитрово. Она была отлита из серебра и покрыта позолотой в 1676 году. На ней Анна, которая была причислена к лику святых в 1650 году, изображена в рост в молитвенном предстоянии. Не случайно обращаем ваше внимание на даты – они играют огромную роль в истории иконы. Когда Богдан Матвеевич, имеющий влияние при дворах царей Михаила Федоровича, в затем и Алексея Михайловича, получил эту икону, практически в это же время разворачивался процесс деканонизации этой святой. Но Хитрово смог сохранить свою святыню.

Приковывает взгляд «оружейная» часть экспозиции. Сабли, палаши, карабины, пистолеты – на все это спустя почти четыре столетия смотришь как на произведения искусства. Здесь в полной мере проявился талант мастеров: оружейников, чеканщиков, гранильщиков и многих других. Приклады инкрустированы перламутром и драгоценными камнями. Поражают и ольстры – кобуры для пистолетов, расшитые жемчугом, драгоценными камнями, золотыми нитями. Я уже не говорю о холодном оружии: в его украшении фантазия мастера ограничивалась только техническими возможностями.

6_истории_3.jpgПищаль и пистолеты с ударно-кремневым замком (XVII век)

Но не только красота характеризует изделия. Из этих ружей, пистолетов стреляли на охоте и во время военных действий. Мастера, используя в производстве дерево, различные металлы, точно рассчитывали коэффициент надежности при стрельбе.

Для мастеров, работающих для царского двора, не было проходных вещей. Каждая была для них единственной. Они видели то, что дарует им природа, дополняли и получали великолепное изделие.

Как отмечают специалисты галереи, организовать такую выставку достаточно сложно: это и вопросы страховки, сохранности, обеспечения безопасности экспонатов. Осуществление этого проекта стало возможным благодаря партнерской поддержке Компании «ЛУКОЙЛ» и Благотворительного фонда «ЛУКОЙЛ».

– Сотрудничество музеев Кремля и Компании «ЛУКОЙЛ» давнее, – говорит заместитель директора по научной работе Пермской государственной художественной галереи Ольга Старцева. – И радует то, что оно не ограничивается только столицей, а распространяется на регионы. У этой выставки есть и образовательная составляющая. В одном из залов мы создали «мастерскую», где будут организованы мастер-классы и встречи с современными художниками по металлу, интересные как детям, так и взрослым. Для ребят из детских домов специалисты Оружейный палаты в ноябре проведут несколько мастер-классов.

Экскурсию по выставке можно заранее заказать по телефону (342) 212-95-24.

Олег ТРЕТЬЯКОВ, представитель Президента Компании «ЛУКОЙЛ» в Пермском крае:

– Тесное сотрудничество с Благотворительным фондом «ЛУКОЙЛ», наши акции и личное участие большого ценителя искусства Нелли Юсуфовны Алекперовой давно стали в нашем регионе доброй традицией. Пермяки – ценители хорошей музыки, знатоки искусств и искушенные зрители. Не сомневаюсь, что новая выставка, которую любезно предоставили музеи Московского Кремля, будет иметь успех у пермяков и гостей города.

Наталья ДЕМЕНТЬЕВА

Вернуться