сегодня
ЛУКОЙЛ - Прикамью
последний номер
№6 / 21 Марта
Организации Группы «ЛУКОЙЛ» в Пермском крае

Трижды рожденный...

У предприятий, как и у людей, своя биография, свои вехи на жизненном пути. Особенная судьба и у Краснокамского нефтеперерабатывающего завода.
Трижды рожденный...

По первоначальному плану 1939 года в Пермской области предполагалось строительство на базе местной нефти крупного нефтеперерабатывающего завода с законченной технологической схемой переработки. В течение 1940 года и первой половины 1941-го велось проектирование завода с расчетом его расположения на площадке в районе деревни Карабаи, что было утверждено в сентябре 1939 года Главнефтепереработкой Центра и Востока. Создание самостоятельного НПЗ в районе Краснокамска было целесообразно в связи с разведанностью сырьевых ресурсов в окрестностях города и благоприятным в транспортном отношении расположением района (наличие железной дороги с выходом на запад и восток страны и крупная водная артерия — Кама).

Однако до начала Великой Отечественной войны к освоению утвержденной площадки приступить так и не успели. А в 1941 году, при наступлении немецких захватчиков на Украину в июле – августе, был демонтирован и эвакуирован на Урал из города Осипенко (ныне Бердянск) крекинг-завод. Прибывшее оборудование было разгружено на базах Краснокамска и на свободных площадях вдоль железнодорожной ветки, а рабочие и их семьи размещены в бараках в Краснокамске и в ближайших деревнях — Конец-Боре, Н.-Ивановке, Мысах. Сразу был проработан вопрос строительства небольшого завода в самом городе, между бумкомбинатом и речкой Малой Ласьвой. Предложение было принято и в октябре 1941 года утверждено Наркоматом нефти СССР.

Строить завод пришлось в очень сложных условиях. Одновременно с разгрузкой оборудования началась подготовка площадки под строительство. Рубили лес, выкорчевывали пни, беспрерывно жгли костры, чтобы хоть немного отогреть землю на месте закладки фундаментов под аппараты и здания. Все земляные работы выполнялись вручную. При помощи стрелы и лебедки, иногда трактора выполнялись грузоподъемные и монтажные работы. Недоставало многих строительных материалов: кирпича, цемента, кабеля, труб. Для ускорения работ в Краснокамск были направлены бригады проектных институтов «Нефтезаводпроект» и «Центроспецстройпроект», а также строительно-монтажные организации. В строительстве принимали участие трест «Молотовнефтестрой» (управляющий З. А. Слышек) и переданные ему эвакуированные рабочие завода из Осипенко, сотни спецпереселенцев и трудармейцев, местное население.

Для ускорения строительства и ввода в эксплуатацию завода проектировщики выдавали рабочие чертежи непосредственно строителям, порой прямо на ватмане. Проект комбинированной установки и связанного с ней вспомогательного хозяйства был закончен в октябре 1942 года. По воспоминаниям одного из старейших работников завода С. Д. Гольдштейна, огромная заслуга в оперативном выполнении проектной документации принадлежала главному инженеру Я. Н. Френкелю. Он, в частности участвовал в пуске установки, руководил пуском крекинга на локомобильных котлах.

Если обратиться к пожелтевшим страницам газеты «Нефть — фронту!», можно узнать немало интересных фактов из истории становления завода. Так, зимой 1941/1942 года, когда морозы достигали 40–45 градусов, своей ударной работой прославились бригады монтажников-осипенковцев слесаря И. П. Внукова и оператора М. А. Брусилова, выполнявшие ежедневные фронтовые нормы на 130–150 процентов. Из-за нехватки кирпича и цемента ряд производственных и подсобных зданий строили из дерева, в том числе электроподстанцию, компрессорную и даже парокотельную и нефтеловушку. Сейчас молодым нефтепереработчикам даже представить сложно, как на таком взрывоопасном предприятии могли строиться деревянные здания. Но другого выхода в то время просто не было.

Весной 1942 года были построены первые здания ремонтно-механического цеха, складов, а весной 1943-го уже заканчивались объекты первой очереди завода.

В это время молодым специалистом после окончания Уральского индустриального института приехал на завод Степан Анатольевич Мальцев. Именно он спустя десятилетия станет создателем и руководителем заводского музея истории и автором книги «Трижды рожденный» — о становлении Краснокамского нефтеперерабатывающего завода.

Итак, открываю нужную страницу. Год 1943-й. «В апреле на комбинированной установке началась опрессовка трубопроводов и аппаратов — сначала водой, а затем нефтью на прямогонной части установки. 9 мая 1943 года наступил самый долгожданный и торжественный день в жизни вновь родившегося завода — его пуск. В смене дежурного инженера С. Д. Гольдштейна была зажжена первая форсунка на печи прямой перегонки и началось опробование установки на горячей циркуляции. 10 мая были получены первые тонны бензина и мазута. Трудно передать чувства людей — тех, кто в этот день были на заводе. Радовались вместе с нами строители, все горожане. Однако предстояли еще три месяца тяжелых пусконаладочных работ, устранения строительных недоделок, ликвидации последствий аварий, прежде чем завод вошел в строй. В мае установка проработала в общей сложности семь дней. Было переработано около 4 тысяч тонн нефти и получено 666 тонн бензина. В июне при выводах установки на крекинг неоднократно происходили загорания на печи крекинга. При опрессовке змеевика печи нефтью 11 июня произошел срыв ретурбента с пожаром, большими повреждениями на печи и человеческими жертвами. Случались остановки для устранения выявлявшихся новых дефектов монтажа. Лишь в ночь на 23 июля, опять же в смену С. Д. Гольдштейна, комбинированная установка была к утру выведена на полный режим. Эта дата считается днем пуска завода в промышленную эксплуатацию».

Очень тяжелой была первая для завода зима 1943/1944 года. Опыта эксплуатации в условиях суровой уральской зимы почти ни у кого не было, трубопроводы и узлы замерзали, то и дело приходилось их отогревать паром. Бывший директор завода А. С. Эйгенсон (1943–1946) вспоминал: «Над дымящейся паром от мороза водой виднелись силуэты слесарей. Над ними по бровке ямы бегал усатый Крыласов с бидончиком спирта. Время от времени он «взбадривал» из кружечки неутомимых и безотказных тружеников. Щеткин и Бутолин в «ледяных доспехах» (нам смотреть страшно, а они не замечают) торопились восстановить нормальную работу трубопровода и завода. Каждый в то время не мог не быть патриотом, готовым пожертвовать всем для фронта, для Победы!»

В январе 1944 года за успешное строительство, пуск, освоение завода большая группа специалистов была награждена орденами и медалями. Награды за доблестный труд в те годы приравнивались к боевым.

Вновь обратимся к воспоминаниям С. А. Мальцева: «В 1946–1947 годах на завод пришли демобилизованные фронтовики. В цехах завода стали крепнуть кадры. Разрослась и строительная группа. Она-то и занималась заменой деревянных зданий, реконструкцией на объектах. Лишь замену здания парокотельной производили строители и монтажники треста «Молотовнефтестрой». В 1946 году была введена в эксплуатацию новая установка — кубовая битумная для получения дорожного битума. Ценный материал пошел на строительство и благоустройство в Перми, в городах области, в нашем городе. Первая серьезная реконструкция всего нефтеперерабатывающего производства была осуществлена в 1954–1957 годах. В результате нее производительность установки по переработке нефти увеличилась на 15 процентов. Было освоено получение осветительного керосина, дизельного топлива летнего и зимнего видов по ГОСТу того времени...»

Большой и славный путь прошел Краснокамский нефтеперерабатывающий завод. Перепрофилирование предприятия в 1970-х годах, в связи с невозможностью расширить краснокамскую нефтепереработку, потребовало от коллектива завода огромных усилий. В 1977 году Миннефтехимом СССР было принято решение о создании завода «Нефтехимзапчасть» на той же территории, а в 1989 году завод получил еще одно новое имя — «Спецнефтехиммаш». Жизнь «трижды рожденного» завода сегодня продолжается...

Подготовила Ольга АБАТУРОВА

Вернуться