сегодня
ЛУКОЙЛ - Прикамью
последний номер
№6 / 21 Марта
ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ»

ЧЕЛОВЕК-ЛЕГЕНДА

16 августа ушел из жизни Александр Черкасов, оставивший заметный след в развитии нефтяной отрасли Прикамья.

ЧЕЛОВЕК-ЛЕГЕНДА

Его имя хорошо знакомо каждому жителю Полазны, которой он отдал без малого 30 лет. При непосредственном участии Александра Дмитриевича, возглавлявшего в 1970-х годах НГДУ «Полазнанефть», были построены многие социально-культурные объекты: Дворец культуры и техники, больничный комплекс, узел связи, кинотеатр «Нефтяник», школа, санаторий-профилакторий «Чайка», несколько детских садов и жилых домов на сотни квартир, офисы НГДУ и буровой конторы, десятки километров дорог с твердым покрытием. Настойчивость Черкасова, пригласившего специалистов по карсту из лаборатории Кунгурской ледяной пещеры, позволила начать в поселке многоэтажное строительство, ранее запрещавшееся из-за наличия большого количества карстовых пустот. Благодаря этому многие нефтяники наконец-то переехали из бараков в благоустроенное жилье.

…Как шутливо признавался сам Александр Дмитриевич, в нефтянку он, уроженец Курганской области, пришел за высокой стипендией. Его семья жила бедно – кроме Саши, у матери было еще четверо детей. А на нефтяном факультете Свердловского горного института платили самую большую в вузе стипендию – 390 рублей. На вступительных экзаменах Александр набрал высокий проходной балл, и ему предложили перевестись на самый престижный – геофизический – факультет. Но, взвесив все за и против, Черкасов остался на нефтяном.

Получив через пять лет диплом по специальности «Бурение нефтяных и газовых скважин», Александр Дмитриевич прибыл по распределению в Полазну. Начинал с должности помощника бурильщика, потом стал старшим инженером по бурению. Так, ступень за ступенью, добрался до кресла начальника Полазненского НГДУ.

Впрочем, «кресло» – это только речевой оборот: бюрократом Черкасов не был. Ветераны-нефтяники рассказывали, как начальник НГДУ, чей рабочий день был расписан буквально по минутам, находил время и приглашал новичков в свой кабинет, рассказывал им об истории и традициях предприятия, интересовался личными планами. Александр Дмитриевич ввел практику «шефства» бригад над микрорайонами поселка, где работники благоустраивали территорию. По пятницам после работы Черкасов гулял по Полазне, замечая недочеты и тут же давая поручения; как правило, к понедельнику все уже исправлялось.

В советские времена работу руководителя любого предприятия связывали инструкции, регламенты и лимиты, зачастую довольно абсурдные. Черкасов умел «технично» обходить запреты. Но и рисковал он изрядно – так, за излишнюю самодеятельность в строительных делах он заработал не один выговор, но вышестоящее начальство понимало: без активной стройки развивать социальную сферу территории невозможно.

7_человек_2.jpgТоржественная церемония пуска Уньвинского месторождения, май 1981 года.Крайний справа – Александр Черкасов

Что касается производства, то при непосредственном участии Черкасова были разбурены и освоены десятки месторождений, в том числе такие крупные, как Ярино-Каменноложское, Уньвинское, Юрчукское, Чашкинское, Сибирское, Логовское, Озерное. Активный выход пермских нефтяников в северные районы Прикамья помог удержать планку добычи «черного золота» на необходимом уровне.

В 1983 году Александра Черкасова пригласили на должность главного инженера объединения «Пермнефть». Предложение было лестным, однако Черкасов его поначалу отверг – он привык работать «на земле». И лишь под нажимом партийных чиновников, курирующих региональную нефтехимию, вынужден был согласиться.

В бытность Черкасова главным инженером в лексикон всех нефтяников страны вошло понятие «наклонно направленное бурение»: за изучением полазненского опыта приезжали отовсюду – из Западной Сибири и из Средней Азии. А чего стоит история с долотами! По инициативе Черкасова на Мотовилихинских заводах был организован специальный цех по выпуску штырьевых и полуштырьевых долот, которые проходили толщи доселе труднодоступных пород.

В 1988 году Александр Дмитриевич возглавил объединение «Пермнефть». Время было непростое: сначала – перестройка, затем – смена общественного строя и радикальная экономическая реформа, переход на рыночные рельсы. Но Черкасов не растерялся – в частности, чтобы сохранить систему рабочего снабжения и обеспечить нефтяников продовольствием и промышленными товарами, он организовал на юге области сразу пять подсобных хозяйств (!), ввел в строй мясной и молочный цеха, а также крупный бытовой комбинат в Чернушке.

Александр Черкасов награжден орденами «Знак Почета» (1971), Октябрьской Революции (1974) и Трудового Красного Знамени (1986), медалями «За доблестный труд» (1970) и «Ветеран труда» (1985), удостоен почетных званий «Заслуженный работник нефтяной и газовой промышленности» (1979), «Отличник нефтяной промышленности» (1981), «Почетный нефтяник» (1991) и «Заслуженный работник Минтопэнерго РФ» (1997).

28 августа Александру Дмитриевичу исполнилось бы 90 лет…

Андрей ОСОКИН

Вернуться