сегодня
ЛУКОЙЛ - Прикамью
последний номер
№6 / 21 Марта
ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ»

ОЧЕРТАНИЯ БУДУЩЕГО

За плечами Георгия Толкачева, отмечающего в эти дни своё 80-летие, немало научных открытий. Но главным из них бесспорно остаётся то, которое позволило пермским нефтяникам развернуть активную деятельность на севере региона.
ОЧЕРТАНИЯ БУДУЩЕГО

Этот экспонат из лаборатории крепления скважин пермского политеха Георгий Михайлович часто демонстрирует своим гостям. Поднятый из земных глубин кусок соляного массива с надёжно зацементированной обсадной колонной служит наглядным доказательством эффективности его изобретения. Первого в мире способа совместной разработки калийных и нефтяных месторождений.

Георгий Толкачев родился в Свердловске. Его родители – студенты Ленинградского техникума лёгкой промышленности, учившиеся в городе на Неве по направлению Иркутской швейной фабрики, – приехали на Урал на практику. Детство Георгия прошло в Сибири и Китае, где по окончании Великой Отечественной войны проходил военную службу его отец. Брат матери был горным инженером, и именно он посоветовал Толкачеву специальность техника разведки месторождений полезных ископаемых, которая одновременно давала фундаментальные знания по геологии, горному делу и бурению.

Так, Георгий оказался на геологоразведочном факультете Иркутского горнометаллургического института и окончил его с отличием. Выполняя дипломный проект, он разработал техническое устройство для повышения эффективности процесса бурения, за что получил своё первое авторское свидетельство. Потом была работа в новосибирском тресте «Запсибзолото» с параллельной учёбой в аспирантуре Ленинградского горного института, после которой он понял, что его настоящее призвание – вузовская наука. С 1968 года вся жизнь Георгия Толкачева связана с пермским политехом. Долгое время он возглавлял кафедру бурения и эксплуатации нефтяных и газовых скважин и кафедру разработки нефтяных и газовых месторождений, подготовив более двух тысяч инженеров-буровиков, разработчиков и геологов для нефтегазовой отрасли.

На границе 1960–1970 годов пермские нефтяники шли вперёд семимильными шагами, наращивая добычу чёрного золота по 1–1,5 млн тонн в год. Могли и больше, если бы не север региона, долгое время остававшийся на нефтяной карте Прикамья белым пятном. На Предуральском прогибе, в пределах Соликамской впадины к тому времени было открыто четыре нефтяных месторождения, а общие прогнозные запасы этой территории оценивались в полмиллиарда тонн. Но к ним нефтяников не пускали, поскольку над нефтью лежали многомиллионные запасы калийно-магниевых солей. Существовал риск, что если «прошить» их нефтяными скважинами, нарушится нижний водоупор, и подземные воды погубят соляную толщу. Опровергнуть эти опасения научным путём и предстояло Георгию Толкачеву и его коллегам по политехническому институту.

Созданная научная группа начала с изучения мирового и отечественного опыта строительства скважин в солях. Месторождения нефти и калия в недрах одной территории были и в других государствах, в частности, США и Канаде. Но практической совместной разработки этих двух полезных ископаемых не было ни у кого. Проведя детальный геологический анализ нефтегазовых и калийных залежей, технику и технологию проходки глубоких скважин и существующие системы разработки калийных руд, сделав ряд лабораторных исследований, пермские учёные пришли к выводу, что комплексная разработка двух месторождений не только возможна без какого-либо ущерба для калийной залежи, но и экономически целесообразна.

Главное ноу-хау разработанного ими метода заключалось в применении специальных тампонажных и буровых растворов, благодаря которым нефтяная скважина сохраняла свой первоначальный диаметр, а соляная толща получала надёжную защиту от негативного воздействия флюидов недр и техногенных процессов. В состав растворов, рождавшихся на свет в лаборатории политеха, входила фосфатная связка, с помощью которой на поверхности трубы образовывалась защитная плёнка, плотно контактирующая с металлом. При строгом соблюдении технологии приготовления и использования этих составов в скважине за технической колонной формировался расширяющийся, прочный, коррозиеустойчивый, практически непроницаемый цементный камень с повышенной адгезией ко всем породам вскрытого разреза и стальным обсадным трубам. За время исследовательской работы и авторского надзора над 1113 пробуренными в солях скважинами Толкачев и Ко отобрали множество образцов с различных глубин. Как показали анализы, даже 20–30-летние керны имели идентичное содержание элементов и соединений, что и извлечённые несколько дней назад. Это говорило о надёжности и долговечности защиты соляной толщи и крепи нефтяных скважин в соляном массиве.

Кстати, в 1975 году тампонажный раствор группы Толкачева прошёл успешную проверку в НГДУ «Осинскнефть», где существовала проблема обводнения скважин солёной водой, а уже со следующего года его стали применять при проходке опорных глубоких скважин. Всего же внедрённые в производство буровые и тампонажные растворы Георгия Толкачева получили 18 авторских свидетельств и патентов. Они отмечены золотыми и серебряными медалями ВДНХ СССР, Международного салона промышленной собственности «Архимед», Всемирной выставки «Эврика-2004» и др.

Разумеется, калийщики и всевозможные отраслевые ведомства и министерства были настроены к претензиям нефтяников отрицательно. Для того чтобы пробить эту стену, понадобились даже не годы, а целые десятилетия. Первая опытная глубокая нефтяная скважина, построенная с целью отработки новой технологии в зоне некондиционных запасов Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей (ВМКМС), появилась ещё в 1976 году и стала первооткрывательницей Юрчукского нефтяного месторождения, которое на сегодняшний день выдало на-гора уже более миллиона тонн нефти. Чуть позже на территории ВМКМС были открыты ещё 13 месторождений, в том числе Уньвинское, являющееся в настоящее время самым крупным по годовым уровням добычи в Пермском крае. К этому тоже приложил свою руку профессор Толкачев. Человек, благодаря которому у будущего прикамской нефтедобычи появились более чем реальные очертания.

Станислав СЛЮСАРЕВ

Вернуться